Активный спрос на услуги, связанные с маркировкой и штрихкодированием, обусловлен развитием законодательства в данной сфере в последнее время.
Необходимость использования международных GTIN-кодов, нанесение контрольных кодов для определенных категорий товаров, реализуемых в РФ, – эти и другие изменения зачастую предприниматели не могут оперативно отслеживать, поэтому обращаются в специализированные центры для получения консультаций.
Содержание:
Виды маркировки
В настоящее время можно говорить о трех основных видах маркировки продукции:
- знаком обращения «ЕАС» для всей продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия в рамках технических регламентов ТС/ЕАЭС;
- знаком «СТР» для товаров, прошедших процедуру подтверждения соответствия в рамках ПП РФ 982 (бывший «РСТ»);
- цифровыми DataMatrix-кодами (QR-коды) для определенной группы товаров, находящихся в обращении на российском рынке.
Знак «ЕАС» наносится на продукцию в подтверждение того, что товары прошли надлежащую проверку соответствия – сертификацию или декларирование. Его наличие свидетельствует о том, что в отношении продукции были проведены лабораторные испытания, в ходе которых установлено, что товары удовлетворяют всем предъявляемым к ним требованиям действующих технических регламентов ЕАЭС.
Аналогичную функцию выполняет и знак «СТР», которым маркируется продукция, успешно прошедшая процедуры декларирования или сертификации в рамках национальной системы РФ.
С 2019 года в России активно развивается система маркирования товаров цифровыми средствами идентификации. Ее внедрение проводится постепенно путем запуска сначала пилотных проектов по нанесению идентификаторов на определенную группу изделий, и дальнейшего перехода к обязательной форме. На данный момент обязательная цифровая маркировка действует для меховых, парфюмерных, табачных изделий, лекарственных средств и пр. В стадии эксперимента находится ее применение на никотиносодержащей продукции, БАДах, молочных изделиях, питьевой бутилированной воде. До 2024 года планируется охватить цифровой маркировкой все продукты, находящиеся в обращении на рынке РФ. Основная цель разработки и внедрения системы «Честный знак» – усиление контроля за товарооборотом, сокращение фальсификата и контрафакта, повышение прослеживаемости продукции на всех этапах его жизненного цикла – от производителя до конечного потребителя.
Требования к маркировке и порядок нанесения информации на товар
Наиболее строгими являются правила маркировки продуктов питания. Для этих целей разработан отдельный технический регламент – ТР ТС 022/2011, в котором даются подробные пояснения о составе маркировочной информации, правилах применения знака обращения, используемых шрифтах, способах указания потребительской информации.
В общих чертах требования к нанесению маркировочных изображений сводятся к тому, что они должны быть нанесены непосредственно на каждую единицу продукции. При невозможности выполнения данного требования информация наносится на упаковку и/или указывается в сопроводительной документации. Она должна быть хорошо визуализирована, видна невооруженным глазом, быть контрастной по отношению к основному фону, сохранять читаемость на протяжении всего срока службы товаров, их срока годности или хранения. Право выбора способа нанесения изображений предоставляется предпринимателям.
Для использования цифровых QR-кодов предпринимателям стоит провести гораздо больше подготовительных действий:
- получить ЭЦП;
- зарегистрироваться в системе «Честный знак»;
- перейти на электронный документооборот;
- приобрести, установить и настроить необходимое оборудование;
- обучить персонал работе в системе.
Нарушение законодательства в отношении маркирования изделий влечет наступление административной ответственности в виде взыскания штрафов согласно ст. 14.46 КоАП РФ в размере до 300 тыс. руб. для юридических лиц, а в случаях наступления негативных последствий для потребителя – до 1 млн. руб.
Услуги специализированного центра маркировки в Москве
В специализированном центре в Москве можно заказать следующие комплексные услуги:
- регистрация в ИС «Честный знак»;
- получение электронной цифровой подписи усиленного квалифицированного вида для регистрации в единой системе цифровой маркировки РФ;
- подключении к ЭДО (системе электронного документооборота на предприятии);
- взаимодействие с ЦРПТ по выпуску цифровых кодов и чипов;
- помощь в выборе и настройке специализированного оборудования;
- обучение персонала работе в системе;
- представительство интересов клиента при решении спорных ситуаций с госорганами;
- присвоение штриховых кодов на выпускаемые изделия (особенно актуально, если планируются поставки в торговые сети);
- помощь в проведении обязательной и добровольной оценки продуктов/услуг;
- профессиональное содействие по прочим вопросам.
С дополнительной информацией по любым вопросам, связанным с маркированием товаров, можно ознакомиться на сайте https://znak.store/.