В век высоких технологий все большим спросом начинает пользоваться электронная подпись. Это полноценная замена обычной рукописной подписи, которая обладает юридической силой. Физическим лицам она ускоряет и упрощает взаимодействие с различными государственными структурами, учебными учреждениями, работодателями через Интернет. Юридическим лицам помогает наладить эффективный внутренний и внешний документооборот. Из этой статьи вы узнаете что такое электронная подпись, ее виды и способ получения.
Содержание:
Понятие и виды электронной подписи
Электронная подпись – это технически сложная информационная категория, которая используется в следующих основных направлениях:
- выступает обязательным реквизитом электронного документа;
- представляет собой собрание зашифрованной информации, которое вносится в документ или прикрепляется к нему;
- формируется в результате математических вычислений при помощи криптографических методов.
Федеральный закон от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон № 63) предусматривает 2 типа электронной подписи. Простую – это комбинация из логина с паролем, которая подтверждает, что электронное сообщение было отправлено определенным лицом. Усиленную, которая в свою очередь, делится на:
- неквалифицированную. Кроме идентификации отправителя, подтверждает факт сохранности документа в неизменном виде после его подписания;
- квалифицированную. В любой ситуации приравнивается к бумажному документу. Кроме того, такая подпись подтверждается сертификатом специального удостоверяющего центра, который прошел соответствующую аккредитацию.
Для подписания документа простой электронной подписью, требуется выполнение следующих условий – простая ЭП должна содержаться в электронном документе, а ключ простой электронной подписи используется по тем правилам, которые установил оператор информационной системы.
При этом в Законе № 63 не уточнено, кто может быть владельцам ключа, однако оговорены ограничения по использованию. Простую ЭП нельзя использовать для подписания электронных документов, содержащих сведения о государственной тайне.
Обе формы усиленной электронной подписи получаются в итоге криптографического превращения информации при применении ключа ЭП. Они определяют подписавшее документ лицо и помогают обнаружить факт изменения электронного документа после того, как он был подписан. Информация в электронном виде, подписанная квалифицированной ЭП, признается документом, который обладает аналогичной силой, что и бумажный документ с «живой» подписью. Исключением являются случаи, когда законодатель требует составление документа только на бумаге.
Где и как можно приобрести электронную подпись?
Согласно Закону № 63 чтобы получить квалифицированный сертификат ключа проверки ЭП, нужно обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр. Его можно выбрать на свое усмотрение. Полный перечень соответствующих центров находится на сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Здесь можно ознакомиться с центрами с целью дальнейшего обращения к ним за получением сертификата ключа электронной подписи.
Итак, любой вид электронной подписи можно получить в удостоверяющем центре. Перед обращением заявителю нужно определить какой вид ЭП ему требуется для ведения документооборота в электронной форме.
Документы для оформления электронной подписи
Чтобы получить сертификат ключей проверки ЭП, необходимо соблюсти требования ст. 18 Закона № 63. Часть 2 указанной статьи содержит полный перечень документов, которые надо собрать заявителю. Физические лица должны предоставить:
- паспорт либо иной документ, который удостоверяет личность;
- свидетельство пенсионного страхования;
- доверенность, если документы представляются за третье лицо.
Юридические лица предоставляют:
- учредительные документы;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- документ о внесении записи о организации в ЕГРЮЛ;
- перевод документов о регистрации компании согласно законодательству иностранного государства (только для иностранных организаций).
В современное время бизнес и предпринимательство активно используют в своей деятельности электронную подпись. Она необходима, чтобы принимать удаленное участие в разных тендерах и торгах, а также быстро подавать отчетность.